орючий камень: как в    годы войны делали бензин твердым, а    скипидар добывали из    смоляных пней
Г
Какие нестандартные методы использовали для изготовления и перемещения ГСМ
Во время Великой Отечественной войны снабжение горюче-смазочными материалами подчас требовало изобретательности и нестандартных подходов. Такими решениями, к примеру, стала прокладка временных трубопроводов или перевозка жидкого топлива в отвержденном состоянии. Вместе с тем горючее для военной и гражданской техники порой получали из нетрадиционных источников. Например, партизаны из смолы хвойных деревьев производили скипидар, который иногда мог применяться для заправки топливных баков. Подробнее — в материале «Известий».
К 1940 году в стране построили 12 новых заводов для переработки нефти, но они только выходили на запроектированные мощности. Поэтому к началу войны порядка 85% всех нефтепродуктов производили на Кавказе. Отсюда ГСМ ко всем потребителям, включая военных, доставляли ж/д транспортом, танкерами Каспийского и Волжского пароходств, а также на автомобилях.
Юрий Минкевич
историк
Кроме того, ж/д цистерны буксировали на плаву через Каспий. Причем с сентября 1942-го по март 1943 года этот путь был единственным. По Каспийскому морю доставляли до Красноводска (сейчас это Туркменбаши, Туркменистан), а далее кружным путем через Ашхабад, Ташкент, Кзыл-Орду, Актюбинск везли на Урал и Волгу для обеспечения Сталинградского фронта. Протяженность маршрута возросла почти на 3 тыс. км. Эшелоны с горючим доходили до фронтов через 30−40 суток.
Летом 1942 года, добавил он, в ходе немецкого наступления на Сталинград и Кавказ стали невозможны поставки нефтепродуктов традиционными маршрутами. Для решения проблемы в кратчайшие сроки были построены железные дороги из Дагестана в Астрахань, а также на левобережье Волги.
Своевременное снабжение горюче-смазочными материалами — один из залогов победы. Однако в период Великой Отечественной войны советские войска сталкивались с дефицитом горючего. Зачастую эти проблемы решали нестандартными методами.

Как доставляли ГСМ в    условиях войны

Фото: из личного архива Василия Гоголева
К началу войны нефтепром СССР выпускал 10 видов авиабензинов. Основными были марки Б-70 и Б-74. Лучшими антидетонационными свойствами характеризовался Б-78, однако его доля в производстве составляла всего 7,8%. Проблему решали путем добавки присадок на основе этиловой жидкости.
Юрий Минкевич
историк
Вместе с тем, сообщил он, поступавшие по ленд-лизу американские истребители P-39 «Аэрокобра» и английские «Спитфайеры» потребляли только высокооктановые бензины. Их поставляли из США и английского НПЗ в Иране. Также по ленд-лизу были закуплены четыре комплекта установок для нефтеперерабатывающих заводов. Их использовали при строительстве НПЗ в Куйбышеве, Гурьеве, Орске и Красноводске. Первый 100-октановый отечественный бензин начали выпускать на Куйбышевском НПЗ с сентября 1945 года.
Как рассказал историк, существовала проблема и с авиатопливом. Так, накануне войны до 85% всей нефти на отечественных НПЗ перерабатывалось методом прямой гонки, а технологии повышения качества горючего находились на низком уровне. Из одной тонны нефти получали только 35 кг востребованных авиацией марок высокооктановых бензинов и всего лишь 3 кг авиационных масел.

Как получали авиатопливо и    экономили горючее в    тылу

Фото: из личного архива Василия Гоголева
В первую очередь качественными ГСМ обеспечивали фронт и стратегические объекты. В тылу зачастую прибегали к альтернативным источникам энергии. В частности, в Сибири и на Дальнем Востоке на лесозаготовках и других объектах широко применяли газогенераторные автомобили. Они в качестве топлива использовали древесину.
Сергей Трофименко
заведующий филиалом «Солдаты Отечества» Музея истории города Иркутска
Специалист объяснил, что газогенераторная установка представляла собой металлическую колонну, которую размещали на грузовом автомобиле сбоку или в кузове. В ней древесное топливо в условиях недостатка кислорода и высоких температур разлагалось медленно. Полученная газовая смесь очищалась от примесей и подавалась в двигатель. Преимущество такого оборудования заключалось в дешевизне топлива, но при этом мощность силовой установки падала на 30−50%.
Как рассказал историк авиации Якутии Василий Гоголев, альтернативные способы получения авиатоплива прорабатывали в управлении авиационной трассой Уэлькаль — Красноярск — одном из основных путей поставки самолетов и техники из США. Здесь предложили добывать горючее из богхеда — угля из водорослей, — залежи которого обнаружили вблизи реки Оленек. Автор идеи — якутский ученый Константин Кондаков. Из богхеда вытапливали смолу и разделяли по фракциям. Однако во время войны эту идею не реализовали. Экспериментальное производство запустили уже после ее окончания, но из-за высокой себестоимости проект закрыли.
Фото: из личного архива Василия Гоголева
Летом 1942 года только на вооружении Южного Брянского партизанского края находилось около 30 танков и бронемашин, как отечественных, так и трофейных. Для этой техники партизаны изготавливали горючее в кустарных условиях. Это был скипидар, который получали путем перегонки смоляных пней. Такие установки получили название «минские реторты» — по их условному месту происхождения.
Елена Михайлова
заведующая отделом экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работы мемориального комплекса «Партизанская поляна»
В трудных условиях лесной жизни скипидар использовали для смазки оружия и техники, как антисептик и лекарство для лечения радикулита и ревматизма, добавила она. По некоторым свидетельствам, его применяли и для заправки автомобилей. На территории комплекса «Партизанская поляна» расположена часть минской реторты, которая принадлежала отряду «Смерть немецким оккупантам».
Специалист пояснила, что в аппаратах сырье нагревали до 200 °C в течение 12−18 часов. При этом из смолы выделялась парогазовая смесь, которая проходила через фильтры, очищалась и охлаждалась. В результате газ конденсировался и превращался в жидкость — готовый скипидар. Процесс длился порядка четырех суток.
Скипидарные мастерские в партизанских отрядах Белоруссии и на Брянщине — еще один пример получения ГСМ из местных ресурсов, рассказала заведующая отделом экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работы мемориального комплекса «Партизанская поляна» Елена Михайлова.
Фото: предоставлено мемориальным комплексом «Партизанская поляна»

Как партизаны получали скипидар из    хвойных деревьев

Чтобы применить горючее, его возвращали в жидкое состояние разрушая твердую оболочку. В частности, в Академии механизации и моторизации РККА для полевых условий разработали прибор, который приводился в действие мускульной силой человека. Он имел производительность 30 л/ч и был предназначен для десантных частей и партизанских отрядов.
Юрий Минкевич
историк
Широкое производство «твердого бензина» не наладили, хотя после освобождения Кавказа в 1943 году в Грозном начал строиться завод производительностью 20 тыс. т «твердого бензина» в год, добавил он.
Форма брикетов могла быть любой, обычно они весили от 10 до 20 кг. Содержание бензина в них составляло 93−96%. Топливо в таком виде можно было хранить в штабелях на любых площадках и даже под водой. При перевозке потери топлива составляли менее 0,05%.
Для транспортировки горючего также применяли нестандартные решения, рассказал историк Юрий Минкевич. В частности, бензин перевозили в отвержденном состоянии. То есть в виде брикетов с мелкими ячейками, стенки ячеек состояли из высокопрочного вещества. Через них не могло просочиться находящееся внутри горючее.
Фото: из личного архива Юрия Минкевича

Как изготавливали «твердый бензин»

Затем, в июне — июле 1942-го, по дну Ладожского озера был впервые в истории военного дела проложен трубопровод большой протяженности. На его сооружение затратили всего 43 дня. Длина (включая сухопутные участки) составила 29 км, а пропускная способность — до 350 т горючего в сутки. Эта инфраструктура работала в течение 20 месяцев до снятия блокады Ленинграда в 1944 году. Всего по трубопроводу в осажденный город подали более 40 тыс. т светлых нефтепродуктов.
Вместе с тем, отметил Юрий Минкевич, в период войны для доставки ГСМ впервые широко применили трубопроводы. Один из первых опытов был получен при обеспечении бензином частей 52-й армии на плацдарме у реки Волхов в марте — апреле 1942 года.
Фото: из личного архива Юрия Минкевича
© ООО «МИЦ «Известия».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76 208 от 8 июля 2019 года.
Возрастные ограничения 18+
Над проектом работали:
Антон Алексеев, Арина Асхабова, Анастасия Воскобойникова, Денис Гриценко, Ангелина Жарова, Дмитрий Ковальчук, Андрей Коршунов, Юлия Лопаткина, Лариса Москвитина, Екатерина Муравьёва, Мария Недюк, Алиса Орлова.