«Известия» публикуют уникальные документы о создании и прокладке электропровода, спасшего осажденный город
К 77-й годовщине прорыва блокады Ленинграда «Известия» собрали документальные сведения о «кабеле жизни», который помог преодолеть энергетическую изоляцию города: уникальные дневниковые записи, чертежи и фотографии. Полученные от дочери автора проекта подводной электролинии Никодима Туманова материалы раскрывают малоизвестные детали о ходе работ. Например, о том, как по ночам женщины помогали военным прокладывать кабель и закреплять его тяжелыми свинцовыми муфтами, почему для электроизоляции использовали бумагу для печатания денег и за что инженера Туманова чуть не отдали под трибунал.
Л
иния жизни: как тянули кабель по дну озера в блокадный Ленинград
иния жизни: как тянули кабель по дну озера в блокадный Ленинград
В марте 1942 года на совещании в Смольном было принято решение о передаче столь необходимой блокадному городу электроэнергии с Волховской ГЭС, проложив в самом узком месте Ладожского озера бронированный кабель.
Сотрудники электростанций собирали остатки топлива на эвакуированных или остановивших работу предприятиях, разбирали на дрова деревянные дома. 25 января 1942 года — самый тяжелый день для энергетики Ленинграда: во всей системе работала только ГЭС-1, неся нагрузку всего в 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней. Электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
В результате энергетической блокады первая зима стала самой страшной. Остановились трамваи и троллейбусы, в домах пропало электро- и теплоснабжение, практически перестал работать водопровод, и всё это — в условиях жесточайших морозов.
Осенью 1941 года электростанции почти в полтора раза увеличили выработку электроэнергии, обеспечивая работу оборонных предприятий для нужд Ленинградского и Московского фронтов. В итоге были израсходованы почти все и без того небольшие запасы топлива, имевшиеся в городе. Жители фактически остались без тепла и электричества.
Ладожское озеро вошло в историю, став знаменитой Дорогой жизни, по которой в Ленинград привозили жизненно необходимое продовольствие и эвакуировали людей. Ладога же помогла прорвать энергетическую блокаду осажденного города.
Фото: commons.wikimedia.org

Энергетическая блокада

Ежов и Туманов придумали и реализовали новый способ, который заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км (более 40 барабанов) в укромном месте в бухте Морье на Ладожском озере.
Департамент по связям с общественностью и взаимодействию с органами власти ПАО «Ленэнерго»
Сделать всё это предстояло сотрудникам «Ленэнерго», а сами работы по прокладке кабеля поручили молодым инженерам Никодиму Туманову и Ивану Ежову.
Перед энергетиками поставили сложнейшую задачу: с нуля и в короткий срок спроектировать уникальную подводную электропроводку. Требовалось с учетом реалий военного времени произвести все расчеты: сколько и каких материалов потребуется, как обеспечить электроизоляцию, сколько людей и транспорта будет нужно, как предотвратить аварийные ситуации. Сделать это было необходимо.
Однако на прямой вопрос Сталина, как именно будет передаваться энергия по дну Ладожского озера, никто из партийного начальства ответить не смог. Тем не менее 7 августа 1942 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение о прокладке подводного кабеля, причем на подготовку проекта было выделено всего 11 дней.
Фото: ПАО «Ленэнерго»

Подвиг инженерный и    человеческий

Кабель надо было резать на куски и соединять специальными муфтами. Муфта складывалась из двух свинцовых половинок, вес каждой составлял 220 кг.
Татьяна Косоурова
дочь Никодима Туманова, хранитель отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа
Предполагалось, что укладывать кабель будут на глубину 18−20 м, а перевозить — на железной барже водоизмещением 800 т.
Проект был настолько важен, что кабельщикам нужен был особый статус. Военный совет Ленинградского фронта выписал постановление на имя товарища Туманова, в котором указывалось, что военные должны оказывать ему всю возможную помощь при выполнении работ.
Фото: ПАО «Ленэнерго»
Прокладывали кабель следующим образом: сто женщин выстраивались в шеренгу и на вытянутых руках передавали доставленный из Ленинграда электропровод на баржу, где его в размотанном виде сгружали в трюм. Затем буксир выводил судно в озеро. На месте укладки кабель спускали в воду. Затем водолазы уже под водой разрезали его и подавали концы монтерам, которые находились на небольших грузовых судах — плашкоутах. На них же находились и тяжелые муфты, в которые монтировали концы провода. Затем уже готовые звенья энергоцепи при помощи специального катера с лебедкой водолазы спускали на дно.
По предварительным подсчетам, таких конструкций требовалось 300 штук. Ими предлагалось соединять фрагменты кабеля, которые в итоге должны были составить пять линий энергопередачи. Были привлечены рота связи № 162, аварийно-спасательный отряд Краснознаменного Балтийского флота и отряд подводно-технических работ. Для укладки кабеля нужно было много рабочих рук, для этого заводы выделили больше сотни сотрудников, в основном женщин. Отбирали наиболее выносливых и здоровых. Многие сами просились на Ладогу: питание в лагере «Ленэнерго» было лучше, чем в городе. Кормили здесь три раза в день, к обеду полагался чистый ржаной хлеб нормального состава.
Фото: ПАО «Ленэнерго»
Строительство всех пяти линий было завершено 5 ноября 1942 года. На все работы, которые из-за угрозы обстрела велись преимущественно по ночам, ушло 48 суток. Бригада выполнила свое задание не только на высшем уровне, но и досрочно — изначально на работы отводилось несколько месяцев. Электроснабжение осажденного города было восстановлено. Уникальная сеть работала вплоть до снятия блокады.
По законам военного времени суд в военные годы был преобразован в трибунал. Что пережил мой отец во время бесконечных допросов следователя, который приехал на берег Ладоги, трудно себе представить! Но ему всё же удалось доказать, что кабельщики не виноваты в аварии. Это те, кто вводил электропровод в эксплуатацию, дали слишком большую нагрузку, и он не выдержал.
Татьяна Косоурова
дочь Никодима Туманова, хранитель отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа
В период столь изнурительных работ строителям пришлось пережить немало бед. Так, 24 сентября неожиданно отключился уже проведенный второй кабель. Произошла авария, береговая муфта взорвалась. Как вспоминает Татьяна Косоурова, приехавшее начальство стало искать виновных и решило отдать под суд ее отца, Никодима Туманова.

Под угрозой трибунала

Фото: из семейного архива Татьяны Косоуровой, дочери Никодима Туманова
Мало было проложить и смонтировать кабель через Ладожское озеро, главное, чтобы он бесперебойно передавал электрическую энергию из Волхова в Ленинград. Защищать Родину теперь нужно не только с автоматом в руках на передовой, но и техникой в тылу — если, конечно, тылом можно назвать блокадный Ленинград.
Никодим Туманов
автор проекта подводной электролинии
Известие о прорыве блокады, который произошел 18 января 1943 года, вызвало общее ликование у кабельщиков. Как пишет в своих дневниках Никодим Туманов, они остро ощутили себя защитниками города и членами единой сплоченной команды.
Фото: ПАО «Ленэнерго»
В отличие от изоляционной в городе имелся большой запас этой бумаги. Она была пропитана слюдой в сочетании с канифолью.
Владимир Павлов
заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Интересно, что кабель оказался настолько крепким, что его использовали повторно, проложив под асфальтом Невского проспекта для электроснабжения. Он служит петербуржцам по сей день.
Как пояснили эксперты, в конце войны весь «кабель жизни» был поднят со дна Ладожского озера. В распоряжении «Известий» оказалась записка (рис. 2, публикуется впервые), в которой указано, что было необходимо для выемки одного кабеля. Отчитываться нужно было за всё, даже за жидкое и кусковое мыло.
Через несколько месяцев после снятия блокады, в мае 1943 года, сотрудники «Ленэнерго» построили новую высоковольтную линию электропередачи Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский, переход через Неву.
Интересно, что у спасительной электролинии, проложенной по дну Ладоги, есть и второе название. Как пояснили «Известиям» в «Ленэнерго», вместо отсутствовавшей в Ленинграде специальной бумаги для изоляции пришлось использовать бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. За это «кабель жизни» получил свое второе название — кабель «с денежкой».

Кабель с «денежкой»

Фото: ИЗВЕСТИЯ
© ООО «МИЦ «Известия».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76 208 от 8 июля 2019 года.
Возрастные ограничения 18+
Над проектом работали:
Антон Алексеев, Арина Асхабова, Анастасия Воскобойникова, Денис Гриценко, Ангелина Жарова, Дмитрий Ковальчук, Андрей Коршунов, Юлия Лопаткина, Лариса Москвитина, Екатерина Муравьёва, Мария Недюк, Алиса Орлова.